Понедельник, 29.04.2024, 06:52Приветствую Вас Гость | RSS
Чернышёва Светлана Николаевна, учитель географии и биологии
Меню сайта
Форма входа

Использование современных образовательных технологий


Использование современных образовательных технологий, включая информационные, а так же цифровых образовательных ресурсов и средств

Современный подход к образованию делает  необходимостью        создание условий,  максимально раскрывающих   творческие    способности   ученика,    определяющих степень продвижения, рост уровня мышления учащихся, их развитие. Поэтому в своей работе я стараюсь сочетать традиционные и новые приемы, методы, формы и средства обучения, которые направлены на развитие творческих способностей каждого школьника, на формирование умений и навыков учебного труда, на воспитание потребности и умения пополнять и обновлять свои знания.

Игра на уроке - комплексный носитель информации. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации. Применяя на своих уроках игровые технологии, я развиваю общие географические умения и навыки (память, внимание, восприятие), создаю благоприятную атмосферу на занятиях, превращаю урок в увлекательное приключение, устанавливаю эмоциональные контакты, формирую навыки общения. В процессе игры мною выявляются уровень знаний  учащегося, а так же умение  применять их в новой, сложной ситуации. Я применяю  индивидуальные и коллективные формы игры, игры на изучение нового материала, проверку знаний и умений, закрепление и обобщение. Игры по географии в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность географического образования.

Главная ценность человека - его здоровье. Поэтому применению здоровьесберегающих технологий для воспитания у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, я уделяю повышенное внимание.  Это необходимо для формирования представления о здоровье как ценности и мотивации на ведение здорового образа жизни. Системное применение элементов этой технологии позволяет мне формировать у учащихся ценностно-смысловые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования, общекультурные компетенции. А также формировать у учащихся такие умения и навыки, как понимание сущности здоровья и здорового образа жизни; отношение к здоровью как к ценности; навыки управления своим здоровьем; знания в области профилактики вредных привычек и зависимостей; культура межличностных отношений; навыки безопасного поведения в различных жизненных ситуациях; стратегии и технологии саморазвития; правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. На уроках использую индивидуальное дозирование и распределение учебной нагрузки, особенно при работе с компьютером.

На своих уроках предлагаю ребятам задания с экологической основой. Например, оценить природные условия своего  района, составить план природоохранных мероприятий поселкового парка, выполнить листовку по охране растений, занесенных в красную книгу. Работа по этому направлению помогает получить навыки, которые позволяют в последующей профессиональной деятельности воспитывать у школьников бережное отношение к природным богатствам, повышать экологическую культуру подрастающего поколения. Знания о малой родине играют существенную роль в воспитании молодого поколения, особенно в последние годы, когда о патриотизме и взрослые и дети говорят все меньше.

 

   К наиболее интересной для использования мной  на уроках географии технологии относится технология перспективно – опережающего обучения.  Эта технология – одна из развивающих. Элементы этой технологии  применяю в работе с 6 по 11 классы. Уровень знаний при  её применении, повышает критерии стандарта и программы, позволяет мне учитывать особенности учащихся, а учащимся возможность заниматься на более высоком уровне сложности.

Процесс обучения иногда строю на использовании опорных конспектов, что позволяет сэкономить время на уроке для закрепления изученного материала, углубления, опережения, для развития умений и навыков при выполнении практических и лабораторных работ. На уроках я использую стенды, схемы, рисунки, таблицы.

Схемы и таблицы (опорные конспекты) позволяют быстрее продвигаться в учении, систематизировать свои знания, развивать логическое мышление и речь учащихся. Цель использования мною таблиц и схем – оставить наглядный след при первом объяснении материала.

Использование опорных конспектов на уроке позволяет сэкономить время, например, на этапах объяснения и обобщения материала и увеличить промежуток времени для закрепления, повторения изученного, на развитие навыков и умений при выполнении практических и лабораторных работ. 

Работа по опорным конспектам помогают учащимся, особенно слабым, осознавать, осмысливать, объяснять, обосновывать, доказывать. Организация каждого этапа урока, дружная работа класса создают высокий темп работы, возможность выполнить больший объем упражнений. Отсюда начинается опережение.

Применяя  эту технологию, я разработала программу, позволяющую выявлять способных и заинтересованных  географией детей.

Формы организации учебной деятельности на уроках разнообразны: индивидуальная, групповая, коллективная.

Использование компьютерных технологий одно из главных условий  формирования географической культуры современного школьника. С помощью мультимедиа средств я демонстрирую материалы (наглядные пособия и карты), показываю процессы, проверяю знания, пользуюсь ресурсами Интернет, составляю презентации и вебресурсы.  Педагогические наблюдения позволяют видеть необходимость использования презентации для привития учащимся основ информационной культуры. Под моим руководством учащиеся  выполняли проекты с помощью презентаций на темы: «Озёра Хабаровского края», «Мой класс лучший», «Достопримечательности поселка Чегдомын», «Мои домашние «иностранцы» (история одомашнивания животных и птиц). Во внеурочное время учащимися создавались презентации,  посвященные году семьи, празднику мам, дню защитника Отечества и т.д. Кроме того, использование ИКТ  расширяет возможности учащихся пользоваться ресурсами сети Интернет (для участия в конкурсах, для поиска нужной информации, для общения).

Выполнение практических работ занимает определенную часть уроков географии и является неотъемлемой частью программного материала по предмету. Для выполнения практических работ незаменимым помощником является компьютер: например, в 6 классе, при выполнении практической работы "Наблюдение за погодой и обработка собранных материалов: составление графика температур, диаграммы облачности и осадков, розы ветров, описание погоды за определенный период", без использования доски и мела, можно построить график годового хода температуры, диаграмму облачности и осадков, розу ветров.

Для проверки знаний учащихся по изученной теме я использую электронные тесты. Так учитель освобождается от монотонной работы - проверки тестов, а имеет возможность использовать это время для творческой работы.

В своей деятельности я активно использую интерактивную доску, расположенную в моем кабинете, что выводит процесс обучения на качественно новый уровень, оказывая мне неоценимую помощь в работе. Преподавание с помощью интерактивной доски дает мне следующие преимущества:

материалы к уроку я готовлю заранее - это обеспечивает хороший темп занятия и увеличивает время на обсуждения;

создаю ссылки с одного файла на другой - например, аудио-, видео-файлы или Интернет-страницы. Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов;

материал  структурирую по страницам, что требует поэтапного логического подхода, и облегчает планирование;

после занятия файлы  сохраняю, чтобы ученики всегда имели доступ к ним. Файлы  сохраняю в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия вместе с дополнениями;

учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.


Интерактивная доска  позволяет также эффективно использовать в работе  электронные учебники «Начальный курс географии», «География. Планета Земля» и другие электронные приложения к учебникам издательства «Просвещение» линии «Сферы», а также интерактивные атласы Хабаровского края.  Учащимся, с помощью интерактивной доски, не только показываю видео материалы, но и предлагаю тестовые задания, тренажеры, интерактивные карты.

Так, например, интерактивная карта «Великие географические открытия» позволяет  вывести на карту маршруты одного или нескольких мореплавателей, что способствует концентрации внимания обучаемых только на том элементе нового содержания урока, который излагается.

Сохранив информацию в режиме интерактивной доски, я дополняю готовые презентации своими слайдами, а школьники могут дописать текст, дорисовать схемы поверх слайдов. Дополнительный иллюстративный  и текстовый материал, привязанный к территории, дает возможность  глубже понять содержание изучаемого объекта или территории, сравнить географические объекты. 

Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0