Понедельник, 29.04.2024, 03:24Приветствую Вас Гость | RSS
Чернышёва Светлана Николаевна, учитель географии и биологии
Меню сайта
Форма входа

Создание здоровьесберегающей среды


Создание здоровьесберегающей среды

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны "создать” и воспитать, начиная с самого раннего детства.

После звонка, во время организационного момента, при создании рабочей обстановки в классе, стараюсь уловить психологическое состояние каждого ученика: ведь неизвестно с какими проблемами он пришел из дома или ушел с предыдущего урока, с кем успел поссориться на перемене, на кого обидеться. Для каждого ребенка нахожу доброе слово или полезный совет. Созданный таким образом благоприятный эмоциональный климат сохраняется на протяжении всего занятия. Часто, во время работы с учащимися, использую игровой, соревновательный момент и тогда, деятельность ученика, обретает хотя бы временную, но значимость. Такие формы работы с учащимися помогают избежать однообразия на уроках, монотонности, преждевременной усталости детей. Ведь, как известно, лучший вид отдыха - смена деятельности.

Учитывая требования здоровьесберегающих технологий, для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на уроке я, обязательно провожу динамические паузы, физминутки, минутки релаксации. Физкультминутки - это неотъемлемая часть здоровьесберегающих технологий

Упражнения  - физкультминутки, применяемые на разных этапах урока

 

Этап урока

Название и технология выполнения упражнения

 

Значение упражнения

 

1

 

 

Начало урока

1. «Перекрестные движения» - перекрестные координированные движения, правая рука, левая нога. Выставить руку и ногу вперед, в сторону, назад.

Активизируют оба полушария, готовят к усвоению знаний.

2. «Качание головой» - дышать глубоко, уронить голову вперед, плечи расставить. Головой медленно качать из стороны в сторону до тех пор, пока не уйдет напряжение. Подбородок вычерчивает на груди слегка изогнутую линию.

Улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение.

2

Середина урока

1. «Лобно-затылочная коррекция» - упражнение выполнять в течение 1 минуты, сидя, с закрытыми глазами. Правая рука кладется на лоб, левая - на затылок.

Улучшает мозговое кровообращение.

2. «Медвежьи покачивания» - качаться из стороны в сторону, подражая медведю, затем подключить руки.

Расслабляет позвоночник, мозг, мышцы шеи и глаз.

3. «Поза дерева» - сесть за парту, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделать спокойный вдох и выдох. Руки плавно поднять вверх, ладонями друг к другу, потянуться всем телом. Сосредоточить внимание на позвоночнике. Представить себя деревом. Удерживать позу 15-20 сек. Можно стоя.

Снимает статическое напряжение с позвоночника

4. «Дыхательная гимнастика»

Гармонирует дыхательную деятельность, нервную, сердечнососудистую системы.

3

Заключительный этап урока

1. Релаксация «медуза» - сидя на стуле совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.

Снимает психологическое напряжение.

 

 

Особенно важно, после продолжительного объяснения нового материала снять у ребенка усталость. С этой целью  на уроке учащимся предлагаю выполнить задание на скорость. При закреплении изучаемого материала  использую всевозможные игровые моменты, чтобы разнообразить виды деятельности на уроке и помочь учащимся легче усвоить новый материал.

Не следует забывать также, что творческий характер образовательного процесса является крайне необходимым условием здоровьесбережения. Ведь включение школьника в творческий процесс не только способствует развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Следовательно, возникает необходимость увлечь учащихся творческой деятельностью, добившись их личной заинтересованности в учебном процессе, в достижении цели. Целенаправленное, управляемое со стороны преподавателя развитие творческих способностей приводит к тому, что у школьников появляется интерес не только к знаниям, но и к способам их приобретения. Так, например, в 6 классе при изучении темы «Атмосферные осадки» я использовала загадки, как игры-минутки повторения и отдыха:

Заря-зарница, красная девица, врата запирала, по полю гуля­ла ключи потеряла, месяц видел, солнце скрыло. (Роса)

Выше леса, тоньше колоса (Дождь.)

При изучении темы «Погода» я использовала такие загадки:

Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака)

В холоде - горой, в избе - водой. (Снег)

Нужно отметить, что я очень часто использую загадки в ходе изучения курса географии 6 класса. Для этого я собрала коллекцию загадок и систематизировала их по темам, классам.

Коллекция загадок

 В 7 классе, при изучении  темы «Народы Евразии. Страны» я предложила такие задания:

перечислите государства, начинающиеся на букву И.

перечислите столицы на букву Б.

Немаловажную роль играют для здоровьесбережения и положительные эмоции, которые получает учащийся на уроке. Один из приемов создания положительных эмоций на уроке - юмор, доброе слово, обращение к ученику по имени, строки из стихотворения или народная мудрость, или даже тихо звучащая музыка. Хороший расслабляющий эффект достигается мною при использовании медленной спокойной мелодии, имитирующей звуки природы: шум моря, журчание ручья, шелест листвы, пе­ние птиц и другие. Такая музыка рекомендуется во время прове­дения упражнений мышечной релаксации или занятий аутотре­нингом.

Мною используется пакет музыкальных программ классической музыки для регуляции эмоционального состояния на уроке, дающий оздоровительный эффект

Пакет музыкальных программ для регуляции эмоционального состояния

 

Автор и название произведения

Оздоровительный эффект

1

Бах. «Кантата № 2»; Бетховен. «Лунная соната»; Прокофьев. «Соната «Ре»; Франк. «Симфония ре-минор»

Для уменьшения раздражительности

2

Шопен. Мазурка и прелюдии; Штраус. Вальсы; Рубинштейн. «Мелодия» .

Для уменьшения чувства тревоги, неуверенности

3

Бетховен. «6-я симфония» (ч. 2); Брамс. «Колыбельная»; Шуберт. «Аве Мария», «Анданте из квартета»; Шопен. «Ноктюрн соль минор»; Дебюсси. «Свет луны»

Для общего успокоения, умиротворения

4

Бах. «Итальянский концерт»; Гайдн. «Симфония»; Сибелиус. «Финляндия»

Для уменьшения агрессивности

5

Бах. «Концерт ре-минор для скрипки»; Барток - «Соната для фортепьяно», «Квартет № 5»; Брукнер. «Месса ми-минор»; Бах. «Кантата № 21»

Для снятия эмоционального напряжения в отношениях с другими людьми

6

Шопен. «Прелюдия»; Лист. «Венгерская рапсодия №2»

Для улучшения настроения

Особое значение в развитии познавательной сферы и личности в целом играет зрительная информация. Для профилактики близорукости я использую упражнения, снимающие утомление глаз.

Упражнения для профилактики близорукости, снимающие утомление глаз:

- сидя, крепко зажмурить глаза на 3 – 5 секунд, а затем открыть на 3 – 5 секунд. Повторить 6 – 8 раз (упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровоснабжения век и расслаблению мышц глаза);

- сидя, быстро моргать в течение 1 – 2 секунд (способствует улучшению кровоснабжения);

- стоя, смотреть прямо перед собой 2 – 3 секунды, а затем поставить палец руки на 25 – 30 см от глаза, перевести взор на кончик пальца и смотреть прямо на него 3 – 5 секунд. Опустить руку. Повторить 10 раз (снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии);

- сидя, закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями пальцев в течение минуты (способствует расслаблению мышц, улучшает кровоснабжение).

Включая в урок хотя бы один элемент здоровьесберегающей технологии, стараюсь сделать процесс обучения интересным и занимательным, создать у детей бодрое, рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усилить интерес детей к предмету.

Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0