Использование
программы, учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Информатизация общества, быстрая
смена технологий, обусловленные научно-техническим прогрессом, ставят перед
образованием задачу подготовки подрастающих поколений к самостоятельному
овладению большими потоками информации, интеллектуальному и профессиональному
самосовершенствованию, формированию умений не приспосабливаться, а созидать.
Таким образом, приоритеты в обучении смещаются:
от формирования определенной совокупности знаний, умений и навыков к
развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Личный опыт преподавания в современной
школе все больше убеждает — эффективно то обучение, в условиях которого ученик
становится активным субъектом, способным приобретать, применять и
преобразовывать знания.
Такой подход к
образованию я осуществляю, апробируя
инновационный УМК «Сферы» издательства «Просвещение». Учебно-методический
комплект «Сферы» оригинален и своеобразен, очень интересен всем участникам
образовательного процесса. Предлагаемые задания
позволяют организовывать учебный процесс в соответствии с современными
требованиями. Все предлагаемые компоненты УМК взаимосвязаны, построены
последовательно, позволяют строить дифференцированную работу с учащимися.
Великолепная наглядность, яркие и информативные иллюстрации, большое количество
дополнительного материала позволяют
развивать интерес к географии. Интерактивные формы работы стимулируют ребенка
на самостоятельную поисковую деятельность. УМК предполагает активную
исследовательскую деятельность учащихся, дает возможность проводить уроки в
разнообразной форме с использованием разнообразных видов деятельности.
Для успешной реализации инновационного учебно-методического комплекта «Сферы», мною были разработаны модели информационно-образовательной среды по географии с 6 по 9 классы, а также разработаны календарно – тематические планы.
Модели информационно-образовательной среды
по географии для 6 класса
Обоснование
календарно-тематического плана
Календарно-тематическое
планирование курса географии «Планета Земля».
6 класс
Календарно-тематическое
планирование составлено для
использования инновационного учебно-методического комплекса в рамках традиционной
классно-урочной системы организации работы.
В 6 классе каждая тема
значительно отличается по своему содержанию и логике изложения. В связи с этим
уроки-обобщения проводятся после каждой темы, завершая ее изучение. Также в 6
классе значительное количество времени отведено организации работы детей в классе с
учебниками и учебными пособиями, отработки умений работы с настенной географической
картой и атласом, с контурными картами.
В календарно-тематическом
планировании, в соответствии с программой, предусмотрено изучение на уроках
краеведческого материала — местных, наиболее типичных и интересных в
географическом отношении объектов, что позволяет активизировать познавательную
деятельность учащихся, способствует организации их самостоятельной работы на
уроках и во внеурочное время.
Календарно-тематическое планирование по
географии для 6 класса
Полнота реализации
действующих ГОС в межаттестационный период
Учебный год |
Наименование реализуемой программы |
Класс/ группа |
Полнота реализации программы (%) |
2007-2008 |
География. Программы по географии для общеобразовательных
учреждений.6-11 кл. - М.: Дрофа,2002- 256 стр. составитель Сиротин В.И. |
6а |
100 |
Программы по географии для основной школы. Программа
по географии для 6 класса УМК «Сферы». География. Навигатор. Материалы в
помощь учителю 6-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/
под ред. В.П.Дронова. М.: Просвещение, 2009 |
6б |
100 |
|
2008-2009 |
Авторской программы по географии И.В.Душиной
«Материки, океаны, народы и страны» 7 класс (сборник : География. Программы для
общеобразовательных учреждений. 6—11 классы. — М.: Дрофа, 2008 |
7а |
100 |
Программы по географии для основной школы. Программа
по географии для 7 класса УМК «Сферы». География. Навигатор. Материалы в
помощь учителю 6-9 классы:пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ под
ред. В.П.Дронова. М.: Просвещение, 2009 |
7б |
100 |
|
2009-2010 |
Авторской программы: Баринова И.И., Дронов В.П.
Программы для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы/
сост. Е.В. Овсянникова- М., «Дрофа», |
8а |
100 |
Программы по географии для основной школы. Программа
по географии для 8 класса УМК «Сферы». География. Навигатор. Материалы в
помощь учителю 6-9 классы:пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ под
ред. В.П.Дронова. М.: Просвещение, 2009 |
8б |
100 |
Программа работы с одаренными детьми на
уроках географии в 6 классе.
Настоящий вариант программы по географии для 6 классов
разработан в соответствии с концепцией
общего среднего образования и направлен на работу с одаренными детьми.
Обучение
одаренных детей по данной программе идет синхронно с основной массой
учащихся на уроке.
Главная цель курса – дать учащимся углубленные знания
по географии Земли: отразить целостность
и неоднородность Земли в пространстве и
во времени на основе углубленного изучения
нашей планеты.
Программа работы с одаренными учащимися
включает в себя те же темы, что и основная программа (Программы по географии
для основной школы. География. Навигатор. Материалы в помощь учителю 6-9 классы:
пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ под ред. В.П.Дронова. М.:
Просвещение, 2009):
1 тема. Изображение земной
поверхности и их использование.
2 тема. Развитие
географических знаний о Земле.
3 тема. Земля – планета
солнечной системы.
4 тема. Литосфера – каменная
оболочка Земли.
5 тема. Гидросфера – водная
оболочка Земли.
6 тема. Атмосфера – воздушная
оболочка Земли.
7 тема. Биосфера – оболочка
жизни.
8 тема. Географическая
оболочка Земли.
Каждая тема включает вопросы по 8 видам
заданий.
1.
Задания на
проведение сравнения.
2.
На проведение
анализа с последующими выводами.
3.
Задания на поиск
и раскрытие причинно – следственных связей.
4.
Задания по
выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений.
5.
Задания на
группировку объектов.
6.
Задания на
узнавание объектов и явлений.
7.
Задания на
моделирование географических ситуаций и явлений.
8.
Задания на
прогнозирование географических ситуаций.
Используя данную программу на
уроках, возрастает активность учащихся, создается обстановка постоянного
узнавания нового, стремление к творческому поиску.
Эта группа учащихся имеет
дополнительные задания по изучаемым темам. Некоторые темы изучают опережающим
методом, делают основные научные сообщения для всего класса.
Технология перспективно –
опережающего обучения, применяемая при составлении данной программы – одна из развивающих, её можно применять в
средней и старшей школе. Уровень знаний повышает критерии стандарта и
программы, позволяет учителю учитывать особенности учащихся, а учащимся
возможность заниматься на более высоком уровне сложности.
Программа
для выявления и работы с одаренными учащимися