Система работы с талантливыми обучающимися
В настоящее время
в рамках приоритетного национального проекта «Образование»
осуществляется постепенный переход от Комплексного проекта модернизации
образования к инициативе «Наша новая
школа». Одно из направлений этой инициативы – поддержка талантливых детей.
Проблема
выявления и работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для
современного российского общества
Как определить, что ребенок, который пришел к Вам на
урок, талантлив или одарен?
Выявление талантливых
детей я начинаю с 5-го класса,
учитывая сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от
родителей и педагогов. В рамках образовательного учреждения проводятся
викторины и познавательные игры, презентации проектов, предметные олимпиады,
классные часы, спортивные мероприятия, где обучающиеся проявляют способности в
различных сферах познавательной, спортивной и творческой деятельности. Ведь,
как говориться, талантливый человек – талантлив во всем.
С 6-го класса я начинаю, используя технологию
перспективно-опережающего обучения,
формировать и углублять способности учащихся.
На этой ступени обучения учащиеся изучают дополнительную литературу по
предмету для расширения и углубления знаний. Школьники с интересом принимают
участие в поиске новых данных по заданной теме, прививается интерес к предмету.
Традиционным видом работы с одарёнными детьми является проведение предметных недель. Применяются самые разнообразные методы и формы их проведения: конкурсы, олимпиады, КВН, интеллектуальные игры и марафоны, заседание клуба знатоков.
В 7 классе начинаю
привлекать учащихся к олимпиадному
движению.
Ещё одной формой работы по
воспитанию учащихся, способных к интеллектуальной деятельности, является
участие в работе школьного научного общества учащихся «ОВИД» (объединение
взрослых и детей).
С 8-го класса дети начинают
участвовать в дистанционных конкурсах, конкурсах проводимых муниципальными
органами образования. Кроме этого, в рамках предпрофильной подготовки, учащиеся начинают посещать элективные курсы,
которые их интересуют и помогают им раскрыть свои способности.
Основная идея обновления образования
состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и
эффективным. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного
процесса является разработка и внедрение
мною индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.
Индивидуальный
образовательный маршрут определяется образовательными потребностями,
индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к
освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Индивидуальный
образовательный маршрут – это структурированная программа действий ученика на
некотором фиксированном этапе обучения.
Индивидуальный
образовательный маршрут
Результаты
работы учащегося по конкретной теме учебного материала я вношу в «портфолио
достижений» (один из разделов Портфолио ученика). Портфолио позволяет учитывать и оценивать
результаты, достигнутые учащимся в разнообразных видах деятельности – учебной,
творческой, социальной, коммуникативной и др., и дополняет традиционные
средства контроля обучения.
Разработка портфолио учащегося